/Воспоминания пятидесятилетней давности Артюгиной Клеопатры Александровны/
Работать я начала в сентябре 1927 г. в качестве библиотекаря при Ротковецкой избе- читальне, которая находилась в д. Климовской. Книжный фонд был около 700 книг, из которых часть пришлось выбросить. Читателей числилось человек 25-30.
Заведующим избой- читальней (избачом) был Зубовской Серафим Михайлович, энергичный молодой человек, выпускник Вологодской совпарт школы. Он довольно живо принялся за работу среди населения и молодежи. Были открыты красные уголки в деревнях Кеменцево, Ануфриево, Заволжье, куда посылали книжные передвижки, количеством 20-30 книг. У молодёжи появилась тяга к знаниям.
В библиотеку приходили не только молодёжь, но и пожилые люди, кроме того библиотека выполняла роль, как бы справочного бюро. Приходили женщины написать заявление, за советом о нелегкой своей жизни, грамотных на селе было мало.
Изба-читальня выписывала газеты, имела керосин и вечерами на огонёк приходили почитать, а кто неграмотный, послушать новости. Выпускали стенгазету, устраивали вечера для молодёжи, конкурс на лучшего плясуна, чтеца.
В деревне Мокеевской была открыта школа для неграмотных подростков, которой заведовал Демидов Матвей.
Секретарем парторганизации был Макуров Алексей, человек малограмотный, председателем волостного исполнительного комитета был Селиверстов Павел Дмитриевич (учитель). Они помогали в работе избы- читальни. В 1928-1929 г.г. был приобретен для избы- читальни радиоприёмник (громкоговоритель). Установили с помощью учителя Поздеевской школы Турундаевского Александра Анатольевича. Вот тогда и оживилась работа избы- читальни, и стар и млад шли послушать голос Москвы. Это была такая диковинка, что многие не верили, что можно через эту «коробку» слушать Москву.Этот метод вовлечения населения длился недолго: лампочки перегорели, а достать их можно было в Вологде, да и денег на культурные нужды отпускали мало- страна брала курс на индустриализацию.
Ротковец находится в 50 километрах от железной дороги, проселочная дорога связывала со станцией Лухтонгой, куда можно было доехать за двое суток.
Мы понимали, что виды культурно- просветительной работы надо разнообразить, а сил и умения мало. Помогали комсомольцы. Кино не было. Ставили небольшие пьесы в основном на антирелигиозные темы (например «Пятница- Параскева» и другие, в памяти не сохранились). Ездили с постановкой в Ануфриево, в Заволжье.
В 1929 году приехали новые работники: парторг Белов Александр Павлович и зав. Избой- читальней Носырев Михаил, оба выпускники Вологодской сов. Парт школы. Работа стала улучшаться, много уделяли внимания лекционной пропаганде и наглядной агитации. Носырев хорошо писал плакаты, помогал мне оформлять книжные выставки, рекомендательные списки. Книжный фонд пополнялся новыми книгами советских писателей: Шолохова «Донские рассказы», Гладкова «Цемент», Неверова «Ташкент- город хлебный» и др. Улучшилась работа среди молодежи, некоторые юноши поехали учиться в сов. парт школу (Ковжин Александр Филиппович, Артамонов Михаил, братья Юдины).
Комсомольская организация была малочисленная, но там уже были активные ребята (Голышев Михаил, Коротыгин Александр- ныне доцент Горьковского пединститута), девушек было мало.
Проводилась работа среди женщин, передовых женщин приглашали на собрания в ВИК и избу- читальню, их называли делегатками. Они были проводниками культуры в своих деревнях. Что запоминали на собрании из лекции, рассказывали своим подругам. Это была единственная отдушина получить маленькую информацию о новой жизни в стране.
Запомнились более активные делегатки: Разборова Александра из деревни Вершинино, Афонина Александра из деревни Медвежье, Ольга Молева из деревни Климовской, Наталья Макурова, Людмила Куваева из Мокеевской и др.
Отмечали революционные праздники. В Октябрьскую ходили по деревням с лозунгами и флагами, пели революционные песни. 1 Мая отмечали митингом у ВИКа.
В эти годы было организовано в волости кредитное товарищество, которое возглавлял Афонин Степан Арефьевич. Членами в основном были крестьяне бедняки.
В 1929 году приехал рабочий коммунист двадцатипятитысячник Поршнев. Началась подготовка к коллективизации. А тут приехал представитель из уезда и стали объединять всех в коммуну. Ссыпали весь имеющийся хлеб в общие закрома. Но вскоре появилась в газете «Правда» статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой такой принудительный метод осуждался. Парт. организация и ВИК поняли свои ошибки. Коммуна была распущена, перешли на курс коллективизации.
Проводниками культуры были учителя местных школ Куприн В.И. и Куприна Л.М., Гришина А.Т. Куприн был человек эрудированный, но больной, работу ему пришлось оставить. На смену ему приехал Турундаевский А.А. Радиолюбитель, фотограф, он внес живую струю в жизнь Ротковца. В школе организовали кружки самодеятельности, радиолюбителей, выезжали с постановками в колхозы и лесопункты. Население с удовольствием принимало молодых артистов. Учителя пользовались среди населения большим авторитетом.
02.04.1982г. Артюгина Клеопатра Александровна